^ВВЕРХ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Кракольская средняя общеобразовательная школа". Школа основана в 1901 году.

 

В 2018 году ансамбль «Линнуд» активно начал выступать на площадках Ленинградской области.

В июне участвовали в празднике Юханнус в Гатчинском районе. Ребята не только исполнили песню, но и самое главное посмотрели, как игерманландские финны отмечают традиционные дни. Танцевали финно-угорские танцы, хороводы и конечно зажигали вместе со всеми огромный костёр.

VXjcuwUsTHM

В июле ребята выступали на двух праздниках. Сначала в Вистино на празднике ижорской культуры и 25 летие ижорского музея, а затем на Лужицкой складчине.

l44AQ49ehOY

RjjlyrWhDhc

tUGhb5K46KQ

OiSueFQ6bB8

 

15 сентября состоялся Этнокультурный фестиваль, на котором блистали кингисеппские творческие коллективы! 

... В праздничном шествии приняли участие творческие коллективы ижорского ансамбля «Сойкинские напевы» (Культурно-досуговый центр МО «Вистинское сельское поселение»), Фольклорный водский ансамбль «Линнут» 

(МБОУ «Кракольская СОШ»), танцевальный коллектив ижорской общины «Шойкула»... 

k8ZCURGklNI

5oYGoeWGWhQ

DXnZOqMKAY0

BqD BvAwolM

В этом учебном году 16 обучающихся изучают водский язык в рамках фольклорного ансамбля Линнуд. Преподаёт язык научный сотрудник ижорского музея Дьячков Никита Андреевич.

В сентябре в музее состоялся ПРОЕКТ "НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА ДЛЯ РАДОСТИ И ПОЛЬЗЫ": НОВЫЕ ШАГИ.
ребята из детского водского ансамбля LINNUD открыли для себя ремесло масляной набойки. На основе старинных водских орнаментов они создадали текстильные предметы, которые смогут использовать в повседневной жизни.

1

Проживая на территории Кингисеппского района, рядом с исчезающим народом Водь, в 2001 году у ПетровойМарины Александровны возникло желание изучать этот народ, его культуру, обычаи. Директор школы (до 2008г.), Анисимова Татьяна Ивановна, поддержала эти начинания. В водской культуре немало интересных тем для изучения. Это сказки и предания, пословицы и поговорки. Школу заинтересовали обрядовые песни, но их понимание и исполнение невозможно без знания языка. Поэтому кроме уроков краеведения в школе решили организовать фольклорный ансамбль. Возглавила его Петрова Марина Александровна. Вся работа по изучению песен проводилась после уроков. Началось активное изучение водского языка. В этом Марине Александровне помогала и помогает:старейший учитель нашей школы, вожанка, Савельева Зинаида Андреевна. В 2001 году учащиеся , с которыми начали изучать язык и переводить песни тогда были во втором классе. Большинство из тех ребят имели водские корни, но с удовольствием пели в нашем ансамбле и армянин и финн и конечно русские. Первая песня, которую вспомнила Зинаида Андреевна «Ай мя тюте пикарайне, пикарайне!» Эта песня свадебная, о бедной, но гордой девушке. Исполнение сопровождается характерными движениями.

 

Ребятам младшего возраста интересны детские темы. Так вспомнилась песня « Нукку-нукку нурме кукку» «Баю-баюшки-баю». Девочки качали на руках своих кукол и очень напевно исполняли колыбельную песню.

выступление в Гатчине на 80 — летие Ленинградской области

 2

 

Основное занятие вожан было ловля рыбы, плетение сетей и неводов. Эта тема прослеживается во многих сказках, небылицах и песнях. Со слов Татьяны Федоровны Прокопенко (жительницы деревни Лужицы) записали песню «Мэе мере рантэй мютте» « Рыбацкая». Мальчики трясли сети с рыбой, показывая богатый улов, а девочки восхваляли песней рыбаков нашего края.
Так родилась первая программа, которую показывали на празднике в школе, в 2002 году «Мы люди одной земли», на праздник приглашали местных финнов, ижор, вожан и русских. Много новых песен и частушек и правдивых историй услышали в их исполнении в тот день.
В городе Кингисеппе уже 13 лет подряд Детский Дом Творчества проводит «Фестиваль народных традиций» мы обязательные участники этого мероприятия.
Ребята фольклорного ансамбля «Линнут» в 2003 году были участниками концерта, посвященного Дню города Кингисеппа.
Материал для выступлений мы берём в трудах известного учёного этнографа Пауля Аристе. Его серия книг о води сегодня является сокровищницей водской культуры. 

3  Из книги перевели небылицу, которую неоднократно исполняли солисты ансамбля Баранов Аркадий и Петрова Екатерина.
Большую помощь в подборе репертуара оказывают эстонские друзья,
из Тартуского университета. Так в июле 2004 года состоялась встреча в деревне Лужицы эстонского ансамбля «Вейко Хеллеро» и нашего «Линнуд». Совместно выучили несколько песен на водском языке и исполнили на празднике «Лужицкая складчина». Такие встречи развивают ребят, учат общаться, расширяют кругозор.
Конечно как и любому коллективу нам нужны были костюмы. Женская одежда води не похожа на русскую, отличается особой красочностью, нарядностью, разделяется на четыре группы. Одежда незамужних девушек: на голове круглая шапочка»пяясие», украшенная бисером, бляшками и ракушками каури, привезёнными с побережья Индийского океана. Сзади на шапочке петля, через которую пропускаются распущенные волосы. К шапочке крепятся круглые серьги с различными подвесками из камней , золотые шнуры и кисти. Всю шею закрывают бусы до девяти ниток. Поверх глухого сарафана «амы» девушка одевает »ихад»(рукава) Поверх него одевают «мюацы» два оберега в форме полумесяца. Сплошь расшитые бисером и ракушками каури. На грудь спускается крест на двойной нитке бус.

Много набедренных украшений , на ногах кожаные красные«чиннет». Ноги от колена до пяток обматывают красным сукном.
Такой костюм каждой девочке, как и в старину , постаралась изготовить ее мама. По музейным образцам скопировали вышивку набедренных полотенец и передников. Освоили бисероплетение и даже приспособили ракушки с Чёрного моря для украшения костюма. Процесс изготовления костюма очень трудоёмкий. Подробности о некоторых деталях узнаём из книг и музеев.

4 Перед выходом на сцену c нами проводят фото сессии профессиональные фотографы из Санкт –Петербурга Ольга и Сергей Лаврухины . В течении2004-2005 года в Санкт-Петербурге было организовано пять выставок водского портрета, на которых были представлены фотографии ребят ансамбля «Линнут». В сентябре мы с ребятами ездили на закрытие выставки в культурном центре «Агора». Эти выставки и поездку сумели осуществить при поддержке господина Кеннета Рендела. Этот человек –англичанин не равнодушен к проблемам малых народностей, так как сам из рода корнуэльцев . которым тоже приходится бороться за свой язык и свои права.Выступление в культурном центре «Агора» в Санкт-Петербурге.
Летом 2005 года по традиции мы участвовали в празднике «Лужицкая складчина». «Общество Водской культуры» к этому дню выпустило газету, в первом номере которой опубликован водский алфавит ,а второй рассказывает о нашем школьном ансамбле «Линнут».С 5 по 10 августа 2005 года в Ижевске проходил Открытый финно-угорский университет. Ребята из нашего ансамбля Баранов Аркадий, Петрова Екатерина , Нестерова Татьяна под руководством Петровой М.А. стали участниками этого мероприятия. Проект «Открытый финно-угорский университет» реализуется в рамках мегапроекта « Молодежь и финно-угорский мир», история которого начинается с 1984 года , когда в Ижевске учащиеся и преподаватели Гуманитарного лицея организовали и провели Первую Международную научно-практическую конференцию старшеклассников финно-угорского мира. Открытый финно-угорский университет это международное общественное движение старшеклассников, студентов и преподавателей .

 В 2005 году тема была: «Сетевые образовательные технологии в национальном образовании». Каждый рабочий день университета начинался интересными лекциями : «Элита современного финно-угорского мира» или «Модель современного этнокультурного образования как проблема» или «Понятие лидерства в финно-угорском мире». Из этих лекций ребята и преподаватели узнали о проблемах финно-угорского мира на современном этапе. Детская Газета «Зечбур» Удмуртской республики от 8 августа 2005 года.

6 Дальше работа шла в отдельных группах ,где школьникам было предложено подумать какие предметы на их взгляд нужны в современной школе и требования к ним, а преподаватели преступили к разработке возможных сетевых программ . Так были предложены программы:
«Удмуртский язык» «Удмуртские народные игры «, «Культура финно-угорских народов».
Программа « Культура финно-угорских народов» включает раздел о води , поэтому я разрабатывала пояснительную записку, цели и задачи данной сетевой образовательной программы, а также этапы изучения водской культуры и формы контроля.
Ребята участвовали в деловой игре «Образование – фундамент карьерной успешности», так же в тренинге « Я в будущем». Огромный интерес к языку и культуре води. Хотя из ансамбля были всего три человека выступления проходили каждый день , а интервью с Барановым Аркадием транслировалось в прямом эфире по радио «Моя Удмуртия». Телеканал «Моя Удмуртия« включил в выпуск новостей рассказ Екатерины Петровой на водском языке о костюме.
Нас возили в Удмуртский национальный музей под открытым небом в деревню Ильинка где до сих пор стоит действующая мельница и типичный двор со всеми хозяйственными постройками. Мы посетили Удмуртский Республиканский краеведческий музей , в котором узнали об истории города Ижевска. Участники фольклорного ансамбля «Линнут» и руководитель получили «Сертификат» участника летней сессии Открытого финно-угорского университета .
В июне 2006 года по инициативе Петровой Марины Александровны в городе Кингисеппе состоялась четвёртая сессия Открытого финно-угорского университета.

 Организаторами cессии стали Министерство национальной политики Удмуртской республики ,Отдел культуры спорта и молодёжной политики города Кингисеппа, СОШ №1 города Кингисеппа , Общество Водской культуры и ансамбль «Линнут» из Кракольской школы, руководителем которого является Петрова М.А. Во время работы сессии выпускалась газета «Эшкар»
Во время работы сессии состоялась презентация проектов ребят 7 класса из ансамбля «Линнут», направленных на сохранение и развитие культуры водского народа , которые выполнялись под руководством Петровой М.А.
«Водский культурно-оздоровительный центр : Камори»
«Компьютерная игра по обучению водскому языку»
«Центр водской фито медицины».
Ребята фольклорного ансамбля «Линнут» и руководитель Петрова М.А., участники летней сессии Открытого финно-угорского университета в городе Кингисеппе получили Сертификат .
Мы сотрудничаем не только с Российской Академией наук , но и с Тартуским университетом . В августе 2006 года под руководством Петровой М.А состоялась поездка в город Тарту по программе: «Родственные народы». В поездке приняли участие 10 ребят нашей школы. Мы каждый день выступали на открытых площадках города Тарту. Нас встречали в «Финском доме»,посетили с экскурсией Тартуский университет, где нас встречала доцент Хейнике Хейнсо. Мы посетили тартуский архив, где рассмотрели записи о коренном населении нашего края.
Несколько дней мы знакомились со школами Эстонии. Нам довелось выступать на фольклорном празднике в Микитомяе, где получили диплом. Интерес к краеведческой работе нашей школы постоянно возрастает. Так в марте 2007 года ансамбль «Линнут» стал участником встречи делегации финских учителей, проходившей в рамках международной программы «Мост дружбы» в городе Ивангороде
Уже несколько лет подряд фольклорный ансамбль «Линнут» , что в переводе означает «Птички» является участниками праздника «Юханнус» в Гатчинском районе.
В августе 2007 года ребята выступали на концерте ,посвященном 80 летию Ленинградской области.

 Copyright © 2021 МБОУ "Кракольская СОШ" (хостинг находится на территории России). Сайт открыт в 2008 году  Rights Reserved.